ФЕСТИВАЛЬ САНДЗЯ МАЦУРИ
Фестиваль Сандзя Мацури (Sanja Matsuri) является одним из самых грандиозных
и красочных фестивалей, проводимых в Токио. История его проведения уходит
корнями в далекое прошлое. Существует легенда, что 17 мая 628 года два
брата,Хаманари и Такенари Хинокума (Hamanari Hinokuma и Takenari Hinokuma),
ловили рыбу в реке Сумида, на берегу которой стояла их деревня. Когда в сети
вместо рыбы попалась малюсенькая деревянная статуэтка, ничего, кроме
разочарования, братья не испытали и выбросили куколку обратно в реку. Однако
та была достаточно настырна и приплывала к ним снова и снова. Неграмотные и
непросвещенные братья в конце-концов смирились и взяли статуэтку с собой в
деревню. Староста деревни Хадзино Накамото (Hajino Nakamoto) узнал в ней
изображение буддийского божества милосердия Каннон, объяснил неразумным
братьям что к чему, и стали они ревностными последователями буддийской
веры. Тогда статуэтка нашла пристанище в маленьком буддийском храме
(темпле), построенном в ее честь. Этот темпл явился началом основания
грандиозного храма, который носит сейчас название Сенсодзи (Senso-ji) и
считается самым старым в Токио.
Ежегодный фестиваль проводился в честь милосердной Каннон, начиная с 7
века. Даже сейчас некоторые его элементы напоминают то далекое время.
Однако в том виде, в котором он проводится сейчас, фестивать существует с
периода Эдо, когда в 1649 году третий сёгун династии Токугава, Токугава Иэмицу
(Tokugawa Iemitsu), повелел воздвигнуть рядом с буддийским храмом Сенсодзи
синтоистский храм (шрайн), посвященный двум братьям и тому самому старосте.
Храм получил название Асакуса шрайн.
Несмотря на глубокую религиозную подоплеку, фестиваль является в первую
очередь праздником. Поэтому все три дня его проведения атмосфера в районе
Асакуса - главном месте проведения фестиваля - необычайно оживленная.
Особенно многолюдно здесь в выходные: люди нескончаемым потоком текут по
окрестным улицам и переулкам, повсюду слышатся звуки флейты, песни, бой
японских барабанов "тайко". Ежегодно праздненство собирает от 1,5 до 2 млн
человек.
Фестиваль проводится каждый третий уикэнд мая.
Официально празднование начинается в четверг: главный настоятель храма
Асакуса совершает специальный религиозный обряд, во время которого трем
духам, живущим в храме, предлагается на время переселиться в специально
подготовленные три портативных шрайна "микоси". Эти "микоси", сделанные
из покрытого черным лаком дерева, являются миниатюрными копиями шрайна
Асакуса. Богато украшенные золотом, каждое из этих сооружений весит около
тонны и стоит 40 млн йен (около 400 тыс. долларов).
Основные события начинаются в пятницу с проведения большого парада
Daigyoretsu. По направлению к храму Асакуса движутся костюмированные
процессии, среди участников которых можно увидеть танцоров, музыкантов,
гейш, а также официальных лиц города, одетых в традиционные "хакама". Этим
же вечером первые шесть "микоси" из близлежащих храмов проносят на плечах
по окрестным улицам.
На следующий день, в субботу, около 100 "микоси" из дружественных шрайнов
собираются у ворот Каминари-мон, и красочные процессии движутся по
Накамисэ-дори (улице, ведущей к храму Сенсодзи), останавливаясь у основных
храмовых ворот Хозомон, чтобы выразить свое почтение милосердной Каннон.
После этого "микоси" один за другим проносят к храму Асакуса, где
синтоистские священники благославляют их на целый год. Затем эти
портативные шрайны растекаются по окресным улицам, возвращаясь каждый в
свой храм.
Некоторые из них несут женщины или даже маленькие дети.
Но основное событие фестиваля происходит конечно же в воскресенье: на
улицы выплывают три основных тысячекилограммовых портативных шрайна,
принадлежащих храму Асакуса. Каждый их них несут на своих плечах 40
носильщиков, которые постоянно меняются в течение дня. Всего за день один
"микоси" сменит 500 человек. Когда эти громадные сооружения несут по улицам,
запруженным толпой зевак, их постоянно трясут и раскачивают, не давая
синтоистским божествам ("ками") дремать в своих временных убежищах.
Миллимитровая точность нужна, чтобы не убить плотно стоящих вокруг
зрителей и не врезаться в витрины магазинов. Часто наверху носилок стоит
человек, помогая криками и жестами управлять движением.
Чтобы милость "ками" распространилась на все улицы и переулки района,
процессия разделяется на три группы, и каждый "микоси" уходит в
самостоятельное плавание, чтобы к вечеру вернуться обратно, к месту своего
постоянного обитания.
Немалый интерес вызывают у зрителей члены группировок японской мафии
"якудза". Этот фестиваль для них - уникальная возможность
продемонстрировать народу великолепие своих татуировок "ирезуми".
Выставлять напоказ всю эту роскошь им не позволяет суровый японский закон, и
лишь в дни фестиваля Сандзя Мацури этот запрет снимается, и они могут
похвастаться красочными тату, покрывающими все тело.
На главную
страницу
|