НЕ ХОДИТЕ, ДЕВКИ, ЗАМУЖ. Часть 1.
Он пришел ко мне и сказал, что хочет учить русский. Парня звали Ичиро. Я пригласила его в дом, предложила чаю.
Он сел за стол, посмотрел на меня и сказал:
- Только мне дорого платить за уроки.
Я поперхнулась. Во-первых, это было совсем не по-японски, слишком прямолинейно. Я уже кое-что знаю о японцах и о том, как они обычно ведут переговоры: сначала часа на два воду в ступе толкут, обсуждают детально все стороны дела, и только под конец о деньгах вспоминают. Ну, а во- вторых, это было тем более странно, что о стоимости уроков еще ничего сказано не было – как же он может знать, что это ему дорого?
Вообще-то я человек не алчный, готова человека понять и пойти навстречу, поэтому я решила, что парень просто немного комплексует и спросила:
- Хорошо, а сколько вы можете за урок платить?
- А я вообще ничего платить не могу, - ответил тот, - У меня зарплата очень маленькая.
Случай был тяжелый. Чтобы как-то заполнить затянувшуюся паузу, я поинтересовалась:
- А чем вы занимаетесь?
- Я учу японцев выращивать рис, - был ответ.
Нет, случай был гораздо тяжелее, чем мне показалось с первого взгляда: это все равно, как если бы я решила зарабатывать , обучая русских варить щи.
- А зачем вы хотите учить русский? – спросила я.
- Потому что я хочу жениться на русской девушке.
- А что, она по-английски совсем не говорит? – спрашиваю. (Парень очень неплохо изъяснялся на английском).
- Кто, она? – удивляется тот.
- Ну, девушка твоя.
- А у меня еще нет девушки. Я четыре дня в Петербурге был, по улицам ходил, в метро ездил – русские девушки такие красивые! Я теперь хочу только на русской жениться!
...Видать, парень был совсем запущен… Почему-то захотелось погладить его по голове и спросить: “ А у тебя мамка-то хоть есть?” Однако, я подавила в себе этот порыв, и в разговоре опять наступила тягостная пауза.
- Но я готов компенсировать ваши затраты труда и времени, - неохотно произнес Ичиро.
“Так, - думаю, - уже что-то”.
Вообще-то мне не нравится идея “обучения по-обмену”, когда два человека договариваются и учат друг-друга, каждый своему языку. Я считаю, что субординация учитель-ученик должна присутствовать, поэтому я посещала курсы японского языка и ходила на индивидуальные занятия к учителю, а мои уроки русского и английского в это дело не впутывала. Но тут я решила отойти от своего правила: ладно, - думаю, - раз такое дело, буду разговорный японский совершенствовать.
Но нет, японец учить меня японскому отказался, сославшись на отсутствие опыта и времени. Это было уже черезчур. Значит, мое время – это так, пустяки, а его время, несмотря на мизерную зарплату, очень даже ценным оказалось.
- Как же ты мне компенсировать мои затраты собираешься? – я уже начинала злиться.
- А я буду вам на карте интересные места в Японии показывать, - обрадовал меня парень.
Ну, места на карте я могла и сама, без его помощи посмотреть. Что толку на них смотреть, если у меня денег не будет их посетить?
- Вот что, - говорю, - при таком раскладе я тебе ничего обещать не могу. Регулярных занятий уж точно не получится, а так, время-от-времени, если тебе понадобится помощь в чем-то конкретном, можешь обращаться.
На самом деле, согласно японскому этикету, это был вежливый, но очень ясный отказ, и любой японец должен был сразу это понять. Думаю, Ичиро был не такой уж дурак, и смысл моих слов осознал сразу. Однако, видимо очень уж приспичило на русcкой девушке жениться.
- Тогда, давай дружить, - предложил он.
- Это как? – опешила я. (Во-первых, я старше. Во-вторых, я же его с семьей познакомила).
- Ну так, я иногда приходить к вам буду, разговаривать будем. Вы ко мне в гости приезжайте.
- Ну, ладно, - говорю, - давай дружить.
Вообще-то, я расценила это предложение, как опять же чисто японский способ закончить обсуждение щекотливого вопроса. Однако оказалось, что парень говорил вполне серьезно.
И начали мы дружить. Сейчас, оглядываясь назад и вспоминая тот год нашей “дружбы”, я совершенно не жалею о нашем знакомстве, ибо теперь у меня есть уникальная возможность вспомнить эту яркую личность и поведать вам массу курьезных моментов нашего общения.
На главную страницу
|